Посткурсовое сопровождение

Как новые подходы в преподавании и обучении влияют на преодоление барьеров в процессе обучения

 

Солдатова Наталья Степановна,
учитель
II уровня

КГУ «Средняя школа№32»,

Северо-Казахстанская область,

г. Петропавловск

Как новые подходы в преподавании и обучении влияют на преодоление барьеров в процессе обучения

Образование в начальной школе является основной базой или фундаментом всего

последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности  учебных действий, обеспечивающих  умение учиться. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко 2,3 классу отношение меняется. Начинают  тяготить школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.

Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3 классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития (ЗБР, Л.С.Выготский), если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным. Работая по проблеме  критического мышления, учитель является не просто наблюдателем, он сам становится участником совместной работы с учащимися, используя умственные возможности подопечных, их умение мыслить, эмоции, чувства, давая возможность оценивать себя и других, является примером связанной и грамотной речи.

Диалог – это  среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной,  доброжелательной  атмосфере учащиеся делятся  друг с  другом  новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал.  Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала. А групповая работа способствует созданию атмосферы сотрудничества.

Всем педагогам приходится иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Эти качества свойственны многим детям и взрослым. Наверное, их можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

А задача педагога - помочь ученику преодолеть эти барьеры и помочь сформировать у него желание общаться. Она вполне разрешима, если начать заниматься ею своевременно.    

При подготовке презентаций материала учитель  помогает сильному ученику консультировать слабого, подталкивает его на поиск ответов на вопросы: что? где?  почему? как? зачем? В процессе работы в группе, в парах ребята учатся мыслить, анализировать и аргументировать, логически строить доказательства, гипотезы, задавать и отвечать на вопросы эвристического характера, т.е. они становятся активными участниками обучения. Главная задача учителя – научить ребят ставить перед собой цель обучения и определять пути к ее реализации.

Я ищу пути повышения качества обучения на уроках через интеграцию семи модулей. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые  помогают обучающимся эффективно и успешно участвовать в более высоких коммуникативных  процессах.

Тренинги и разминки в начале занятий   хорошая предпосылка к занятию по любому модулю Программы. Коллаборативная среда на занятиях, способствует  формированию критического мышления.

«Убеждения учителя оказывают существенное влияние при формировании установок, которые впоследствии влияют на принятие решений, и, в итоге на действия учителя в классе» (Пажарес, 1992). Только изменив свои убеждения, мы можем изменить свою практику преподавания, и раскрыть свой профессиональный потенциал, что в итоге повысит успешность преподавания. Авторитарный стиль преподавания, «передача» готовых знаний, «традиционный» подход в обучении, всё это не только не развивает мотивацию учеников, но, может навсегда отбить любое желание учиться.

Использовав физминутки, игры  на уроке: «Лови ошибку», «Игры-соревнования», «Сортировка», игра с Малышом и Карлсоном в форме презентации позволяет  реализовать следующие модули программы:  «Новые подходы  в преподавании и обучении», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями». «Использование ИКТ в  преподавании и обучении» Уроки, составленные в соответствии с требованиями  Программы  отличаются от традиционных уроков.  На уроках применяю : кластер, мозговой штурм, постановка вопросов в соответствии с таксономией Блума, приём «Пересечение тем», «Чёрный ящик», метод «Джигсо», приём «Хочу спросить» ,приём «Верные и неверные утверждения», приём «Почтальон», «10 вопросов», Модуль «Обучение критическому мышлению»; диолог, групповая работа  Модуль «Новые подходы преподавания и обучения»; просмотр презентаций, репродукций картин на интерактивной доске  (Модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении»). На уроках строила работу, учитывая возрастные особенности ребят (Модуль «Преподавание и обучение в соответствии возрастных особенностей учащихся»), проводила работу с талантливыми детьми (Модуль «Обучение талантливых и одаренных учащихся»), поощряла лидерство (Модуль «Управление и лидерство в преподавании и обучении»).

Все это помогает ребятам не только усвоить материал, проявить себя, но  и  стимулировать обучение, повышать  интерес к изучаемому предмету. Применение различных приёмов и стратегий способствует  успешной работе на уроке.

 

Используемая литература

1.                  Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье (2014)

2.                  Жартынова Ж.А., Касымова А.А., Корнилова Т.Б., Оракова А.Ш. (2014) Настольная книга учителя-коуча.

3.                  Раздаточные материалы: третья неделя,  издание третье (2014)

 

Связаться с нами

150000, Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, ул. Мира 69 А

  • dummy+7 (7152) 53-16-11

  • dummy+7 (7152) 53-16-11

  • dummyippk.jng@gmail.com

Подписаться

Введите свой email и получайте информацию о новых мероприятиях института

© Все права защищены. ИППК "ЖАҢҒЫРУ" 2020